Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Гендерные аспекты менеджмента: женщины и мужчины руководителиАнна Чернобровкина Источник: Развитие Бизнеса.Ру добавлено: 07-04-2008
просмотров: 34478 Назначение Валентины Матвиенко на одну из высших позиций в государственном управлении разогрело, поутихшие было споры – кто же лучше управляет организацией: мужчина или женщина?
В психологии сравнение женского и мужского стиля, поведения описывается в терминах гендерных различий. Под словом «гендер» понимается психологический пол человека – специфически свойственные мужчине либо женщине поведение, ценности, идеалы, с которым они себя соотносят. Количество литературы, посвященной анализу данной проблемы в феминистских работах можно мерить гигабайтами. В основном это работы, посвященные описанию борьбы со стереотипами, с которыми столкнулись женщины в США и Западной Европе, решив сделать карьеру в бизнесе. Например, активно обсуждался вопрос, а стоит ли вообще женщине заниматься бизнесом, не лишает ли ее это занятие женственности. В качестве аргументов против женской карьеры в бизнесе приводились примеры того, как женщины, занимая высокие посты, становились жесткими, резкими, непривлекательными, теряли семьи – другими словами переставали быть женщинами в психологическом плане, копируя мужской стиль поведения. Объяснялась складывающаяся ситуация тем огромным сопротивлением, которое оказывалось женщине-руководителю со стороны персонала, прежде всего – со стороны мужчин, которыми она руководила. Описаны даже случаи, когда мужчины подчиненные кооперировались с мужчинами-руководителями и провоцировали женщин-начальниц на несанкционированные действия, чтобы добиться ее профессиональной дискредитации. Другой значительный пласт литературы посвящен сравнительному анализу зарплат, иллюстрирующему скрытую дискриминацию женщин в оплате их труда. Фактически, я могу навскидку назвать только один род деятельности, где ситуация складывается наоборот – женщины получают по умолчанию больше, чем мужчины – это модельный бизнес. Однако большая часть западных исследований практически малоприменима к российской действительности. И связано это с тем, что на Западе бизнес считался традиционно мужской епархией. Женщина, решившая заняться, к примеру, финансовым менеджментом осуждалась обществом так же, как если бы ее российская коллега решила положить жизнь на добычу угля в шахте, или заняться тяжелой атлетикой. Начнем с того, что в Советском Союзе была всем известная квота на присутствие Мы видели их на экранах наших телевизоров, читающих доклады на очередных Съездах и конференциях. Кроме того, наши женщины исторически получали отличное образование не только гуманитарного, но и технического профиля. Высшее образование было почти обязательным, особенно в крупных городах. На западе женщины пришли в бизнес, подавляющее количество позиций в котором уже много лет занимали мужчины (иногда гендерная ситуация в управлении тех лет описывается как «мужской заповедник»). Женщины выполняли преимущественно обслуживающие функции – секретари, офис-менеджеры (кухарка, делопроизводитель и уборщица в одном лице). Наша специфика в том, что женщины и мужчины начали заниматься бизнесом одновременно. С началом перестройки у нас были компетентные руководители – как мужчины, так и женщины. Они имели опыт управленческой деятельности, одинаково высокий уровень образования и, главное, образцы для подражания: руководителей своего пола. Поэтому у мужчин и женщин оказались во многом равные стартовые позиции и тот факт, что женщины занимаются управлением, никого у нас не шокирует. Более того, российским бизнес-леди было намного проще влиться в мужскую культуру предпринимательства. Они имели перед глазами отличный образец для подражания в лице западных женщин-менеджеров, нашедших управленческий стиль, который позволял им оставаться женственными, привлекательными и эффективными в управлении. Однако если проанализировать оргструктуру практически любой крупной российской фирмы можно увидеть, что: а) в большинстве случаев, президентом является мужчина Чаще всего женщина занимает позицию одного из вице-президентов. Мало кто сейчас оспорит, что при прочих равных, при назначении на руководящие посты, предпочтение в подавляющем большинстве случаев отдается мужчине. Чем руководствуются мужчины-руководители, делая при назначении на руководящую Причина, по-видимому, кроется в том, что мужчина воспринимается в качестве руководителя как нечто само собой разумеющееся. Женщине же надо доказать, что она компетентна и справится с руководством. Сопоставляя данные, полученные при анализе эффективности руководства мужчин и женщин, вырисовывается любопытная картина. При сравнении успешности по шести позициям, мужчина более «эффективен» чем женщина при постановке целей организации и по параметру лидерских качеств («зажигает» персонал на достижение целей). А женщина «эффективнее» в сфере мотивации персонала, коммуникации и при принятии решений – она с большей эффективностью использует знания и потенциал сотрудников для анализа альтернатив. Что касается контроля, то мужчины и женщины реализуют его одинаково успешно. Мне, как психологу, было интересно понять, что в нашем воспитании и культуре способствует развитию личностных качеств, которые, в дальнейшем, помогают женщине оптимально управлять психологическим климатом, тонко чувствовать ценности и интересы подчиненных? Почему, при равном уровне развития аналитических способностей, мужчине легче дается выделение приоритетов, которые потом преобразуются в стратегические и тактические цели организации? И главное, что необходимо сделать руководителю, какие задачи поставить перед тренинг-менеджером, чтобы его сотрудники научились использовать не только свои привычные гендерные модели, но и модели противоположного пола. Кое-что в этом направлении уже сделано. Но это, как писали Стругацкие, совсем (Продолжение следует) Анна Чернобровкина, Консультант Департамента управленческого и кадрового консалтинга Компания «Евроменеджмент» Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|