Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Сергей Иванов: «Кризис усложняет, но не отменяет задачи»Источник: Журнал "Промышленник России" добавлено: 16-06-2009
просмотров: 8501 Несмотря на негативные последствия мирового экономического кризиса, дальнейшее развитие оборонно-промышленного комплекса выделено государством одним из приоритетных направлений экономики в ближайшие кризисные и посткризисные годы. Такой акцент в расстановке опорных точек в экономической стратегии страны на этот период дает возможность рационально распределить ресурсы и сохранить ОПК как центр генерации высоких технологий. Исчерпывающие ответы на вопросы «Промышленника России» о перспективах развития ОПК дал заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Сергей Иванов.
– Оборонно-промышленный комплекс — это своего рода материальная часть стратегии противодействия современным глобальным вызовам и угрозам. Усиление этих угроз является стимулирующим фактором развития и укрепления ОПК. Уважаемый Сергей Борисович, в связи с этим в каких основных направлениях будет наблюдаться развитие ОПК в ближайшей и долгосрочной перспективе? — Полагаю, что вопрос здесь не только в реакции на вызовы и угрозы современности. Развитие ОПК не может происходить изолированно от общепромышленного комплекса и должно вписываться в общую стратегию и логику развития экономики страны в целом и ее важнейших сфер. Поэтому и в ближайшей, и в долгосрочной перспективе развитие ОПК будет связано с реализацией его ведущей роли в осуществлении инновационного сценария развития экономики страны. Кризис усложняет эти задачи, но не отменяет их. Цели, задачи, приоритеты и направления развития ОПК определены в Основах политики Российской Федерации в указанной сфере, а также в ряде стратегических и программных документов. Основной вектор движения — это превращение ОПК в высокотехнологичный конкурентоспособный многопрофильный комплекс. Оборонный комплекс должен включать крупные конкурентоспособные, прежде всего на внешнем рынке, компании, способные к саморазвитию, профессиональному и эффективному управлению активами. Эти компании будут обеспечивать выполнение государственной программы вооружения и осуществлять активное позиционирование на рынках высокотехнологичной продукции и услуг. К 2010 году таких компаний (центров компетенции) предполагается около 55—60, а к концу 2015 года — 40. Они сосредоточат до 70 % продукции ОПК. Диверсификация производства компаний станет по существу основой для их устойчивой деятельности в условиях рынка, как это и подтверждает зарубежный опыт. В настоящее время с учетом положений стратегии национальной безопасности и ряда принятых важнейших стратегических документов разрабатывается новая редакция Основ политики Российской Федерации в области развития ОПК на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Безусловно, с учетом новых реалий будут внесены соответствующие коррективы. Документ должен быть представлен правительством на утверждение Президенту РФ в июне текущего года. Учитывая это, сегодня могу лишь высказать свою точку зрения по основным комплексным приоритетным задачам долгосрочного развития ОПК, которые, найдут отражение в новой редакции Основ. Среди них:
В результате реализации стратегических и программных документов качественно должны измениться не только облик, но и сама структура производства «оборонки» в направлении увеличения удельного веса инновационной и экспортной составляющей. Россия должна обеспечить свое стратегическое присутствие на рынках передовых технологий, продукции и услуг, и ключевая роль здесь принадлежит ОПК. — Выступая на заседании Государственной Думы 25 февраля этого года в рамках «правительственного часа», вы отметили, что оборонно-промышленный комплекс в значительно меньшей степени, чем гражданские отрасли, затронул нынешний «кризис спроса». В каких сегментах «оборонки» и на какую продукцию наблюдался стабильный спрос как на внутреннем, так и на международном рынках? Каковы прогнозы относительно дальнейшей востребованности российской продукции? — Ответ на этот вопрос может быть достаточно пространным, поэтому лучше проиллюстрирую ситуацию на конкретных цифрах. В 2008 году в ОПК достигнут прирост объемов производства продукции — на 4,4 % к уровню 2007 года. Это как военная продукция, поставленная в рамках гособоронзаказа и на экспорт, так и гражданская продукция, нашедшая конкретного потребителя. Высокие темпы прироста производства промышленной продукции достигнуты в ракетно-космической промышленности (прирост на 19,1 %), радиоэлектронном комплексе (на 11,4 %), судостроительной промышленности (на 8,8 %). В 2008 году российская продукция военного назначения поставлена в 62 страны мира. Общий объем нашего военного экспорта составил 8,35 млрд рублей. Стабильный спрос на российскую военную и специальную технику сохраняется благодаря качеству, высокой надежности и эффективности российских систем вооружения, а также оптимальному соотношению цены и качественных показателей. Основные поставки осуществляются в Индию, Алжир, Китай и Венесуэлу. Из общего объема поставок более 50 % составляет непосредственно высокотехнологичная техника и финальная продукция организаций ОПК. В основном зарубежные партнеры заказывают и приобретают самолеты, вертолеты, танки Т-90, реактивные системы залпового огня, зенитные ракетные системы. Остальную часть экспорта составляют поставки запасных частей, учебного и вспомогательного оборудования, комплектующих изделий, материалов, а также осуществляется оказание соответствующей технической и технологической поддержки. Большая доля поставок приходится на ФГУП «Рособоронэкспорт», предлагающее иностранным заказчикам все виды вооружения и военной техники, а также весь спектр услуг в отношении продукции военного назначения. Развивается сотрудничество предприятий топливно-энергетического комплекса и организаций ОПК, в частности, при производстве газотурбинных газоперекачивающих агрегатов. Одним из важнейших направлений деятельности является реализация проектов по строительству уникальных сооружений для морской добычи и транспортировки углеводородного сырья. Осуществляется проект по производству атомных теплоэлектростанций малой мощности на базе плавучего энергоблока (изготовитель ФГУП «ПО «Севмаш», г. Северодвинск) для обеспечения тепловой и электрической энергией потребителей, находящихся в регионах с недостаточно развитой энергетической инфраструктурой и недостатком энергетических ресурсов, а также в качестве энергоисточника для опреснительных комплексов. Ввод в строй первой плавучей теплоэлектростанции предполагается в мае 2010 года. Нужно отметить, что в текущем году предполагается сохранение объемов поставок продукции военного назначения. Продолжится сотрудничество Российской Федерации с основными заказчиками в этой сфере. Ожидается также рост объемов выпуска продукции гражданского назначения. В целом, по оценкам, объемы производства продукции ОПК в 2009 году с учетом реализации предусмотренных мер государственной поддержки могут возрасти почти на 5 % к уровню 2008 года. — Какие меры государственной поддержки предлагаются для сохранения конкурентных позиций в экспортных поставках военной продукции и продукции двойного назначения? — Действительно, в свете существующей на сегодняшний день экономической ситуации многие предприятия оборонно-промышленного комплекса находятся в крайне тяжелом положении. В настоящее время у Российской Федерации налажены контакты по линии военно-технического сотрудничества более чем с 80 странами. Государство оказывает многоуровневую поддержку организациям ОПК, что особенно актуально в современных условиях, сложившихся на финансовых рынках. Меры государственной поддержки экспорта промышленной продукции можно условно разделить на три основные группы: политико-дипломатического, организационно-правового и финансово-экономического характера. Финансовая поддержка экспорта осуществляется в соответствии с утвержденной правительством Концепцией развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации. К мерам такой поддержки относятся: гарантирование экспортных операций; страхование экспортных кредитов; возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в целях производства продукции на экспорт. В частности, в 2008 году 38 предприятиям и организациям ОПК из федерального бюджета выделены экспортные субсидии по кредитам на сумму свыше 4 млрд рублей. Кроме того, сегодня разработан дополнительный комплекс мероприятий с целью поддержки российских предприятий ОПК и сохранения конкурентных позиций отечественной продукции на мировом рынке. Данные мероприятия включают в себя:
Однако следует отметить, что средства, направленные на поддержку ОПК, не будут розданы по принципу «всем подряд». Государство должно подходить к распределению ресурсов со всей ответственностью, и в первую очередь необходимо поддерживать эффективные предприятия, от деятельности которых зависит как экспортный потенциал российской системы военно-технического сотрудничества, так и национальная безопасность самой Российской Федерации. Но главное, государственная поддержка организаций ОПК должна состоять в том, чтобы не мешать им работать. Также добавлю: продвижению, например, российской военной техники на зарубежные рынки способствует и участие российских организаций в международной кооперации в области разработки, производства, модернизации техники, создание совместных предприятий, особенно по проведению работ по ремонту и сервисному обслуживанию. Для расширения сотрудничества с постоянными партнерами и заключения новых контрактов постоянно организуются выставочные и показательные мероприятия, такие как авиасалон МАКС, выставка сухопутного вооружения в г. Нижний Тагил, осуществляется регулярное участие в крупных международных мероприятиях. — Как расставлены стратегические приоритеты при реализации государственного оборонного заказа на ближайшие годы? Какие обоснования, кроме безусловного обеспечения национальной безопасности, приняты во внимание? Производство какой уникальной продукции заложено в оборонный заказ? — В настоящее время техническое оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск осуществляется в рамках исполнения государственного оборонного заказа на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. Этот документ утвержден правительством в конце 2008 года на базе параметров Государственной программы вооружения на 2007—2015 годы с учетом мероприятий, направленных на переоснащение сил общего назначения. Кроме того, Минобороны России проведен детальный анализ итогов югоосетинского конфликта, который позволил сформулировать комплекс мероприятий, необходимых для усиления контингента войск в Южном регионе и сил Черноморского флота. К первоочередным мероприятиям, включенным в государственный оборонный заказ, относятся:
Естественно, предусмотрена закупка необходимого количества боеприпасов и ракет. Кроме того, по линии противодействия планируемым к размещению в Польше и Чехии элементам ПРО предусмотрено создание радиолокационных станций системы предупреждения о ракетном нападении, а также дополнительная закупка ракет и пусковых установок к ракетному комплексу «Искандер». В целом запланированные мероприятия позволят существенно повысить темпы переоснащения Вооруженных Сил с учетом уточненного перспективного облика. Однако мы не останавливаемся на достигнутом и обеспечиваем создание задела для последующего перевооружения. Вместе с тем в сложных финансово-экономических условиях не все запланированные мероприятия смогут быть реализованы в полном объеме и в намеченные сроки. При этом безусловно будут обеспечены:
Мы понимаем, что некоторое незначительное снижение объемов финансирования государственного оборонного заказа окажет влияние на развитие предприятий промышленности, производящих вооружение. Для стабилизации ситуации мы предпринимаем в сложившихся условиях все необходимые меры оплаты заданий государственного оборонного заказа по условиям государственных контрактов. — В условиях негативных тенденций в экономике не хотелось бы утратить устойчивость платформы для дальнейшего развития ОПК. Сохранятся ли темпы технического перевооружения, строительства новых объектов, внедрения в производство наукоемких технологий? Можно ли привести здесь примеры успешного государственно-частного партнерства? — Правительством предпринимаются активные меры, направленные на обеспечение технологической модернизации ОПК как основы для его устойчивого развития. Утвержден и реализуется целый ряд федеральных целевых программ технологического профиля, важнейшей из которых является ФЦП «Развитие ОПК Российской Федерации на 2007—2010 годы и на период до 2015 года». Намечен и уже выполняется в отношении организаций ОПК комплекс мер антикризисного характера, который, как известно, опубликован в антикризисной программе правительства. Подчеркну, что это — дополнительные меры к уже предусмотренным в рамках гособоронзаказа и действующих федеральных целевых программ. Среди них выделю различного вида субсидии, в том числе на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на реализацию инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции, государственные гарантии по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями ОПК на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, инвестиционный налоговый кредит и ряд других. Очевидно, что в сложившейся ситуации темпы технического перевооружения и создания производственных мощностей для выпуска профильной продукции удержать, к сожалению, не удастся. Они будут несколько снижены. Среди основных причин: снижение возможности у предприятий вложения собственных средств, а также рост рублевой стоимости передового импортного оборудования, которое не производится в России, но необходимо для организации высокотехнологичных производств. Доля указанного оборудования пока еще достаточно велика, что ставит задачу развития отечественного наукоемкого станкостроения. В настоящее время предложения в этом направлении предполагаются к реализации в рамках отдельной подпрограммы ФЦП «Национальная технологическая база». В сложившейся ситуации для консолидации ресурсов необходимо развитие механизмов государственно-частного партнерства и прежде всего с заинтересованным в развитии ОПК отечественным бизнесом. Примерами успешной реализации подобных совместных проектов являются «Сухой Супер джет» (SSJ-100) (завершение данного проекта предусмотрено в 2009 году), создание технологической линии по производству сверхбыстродействующих интегральных микросхем с технологическими нормами 0,18—0,13 микрон (срок завершения — в 2012 году). — Каковы перспективы внедрения нанотехнологий, развития наноэлектроники, наноприборостроения в целях создания продукции оборонного значения? — В настоящее время Правительством Российской Федерации приняты достаточные меры по организационному и финансовому обеспечению формирования наноиндустрии в Российской Федерации, координации работ в этой сфере, осуществлению комплексного, эффективного развития нанотехнологий, в том числе исследований и разработок по направлениям, имеющим стратегическое значение. Развитие специализированных направлений нанотехнологий и наноматериалов предусматривается в ряде федеральных целевых программ, программ Российской академии наук и Российского фонда фундаментальных исследований. На реализацию государственной политики в области развития наноиндустрии нацелена Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий». В 2008 году была принята Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года, которая является важным координационным звеном реализации президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии». В указанной программе в разделе, посвященном потенциальным угрозам жизнедеятельности человека в связи с развитием нанотехнологий, отмечается, что мировое развитие нанотехнологий может привести к появлению ряда принципиально новых угроз жизнедеятельности человека. Формирующиеся угрозы обусловлены прежде всего спецификой реализуемых технических решений в сфере нанотехнологий и наноматериалов, основанных на самоорганизации и высокой адаптивности. Наибольшую угрозу представляет создание принципиально новых видов оружия массового поражения — саморазвивающихся гибридных биоподобных наносистем и наноструктур, основанных на технологиях, интегрирующих достижения генетики, нанобиотехнологий и микроробототехники. Такие искусственные биологические и гибридные организмы, обладающие свойствами самоорганизации, адаптации, самообучения и воспроизводства, высокоустойчивые к воздействующим факторам, будут способны поражать не только личный состав противника, но и выводить из строя узлы технических систем и вооружений. Создание перспективных радиоэлектронных систем разведки, противодействия и информационного обмена, требующих усложнения конструкций сверхбольших интегральных схем, повышения быстродействия и снижения энергопотребления, базируется на освоении технологий нанометрового диапазона. НИОКР в направлении развития отечественной наноэлектроники осуществляются в рамках федеральных целевых программ: «Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы» и «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008—2015 годы. Работы по развитию методологии проектирования микроэлектронных устройств технологического уровня 180—90 нм, исследования новых физических эффектов в нанометровом диапазоне размеров электронных компонент пока организуются в небольшом объеме Роснаукой (5—10 млн рублей в год). Вместе с тем развитие этого направления и доведение результатов исследований до практического применения требует существенно большего финансирования. В общем случае можно определить следующие стратегические цели развития исследований и разработок в сфере наноиндустрии в интересах ОПК:
В качестве примера создания систем индивидуальной безопасности и защиты военнослужащих можно привести возможное практическое применение в госпиталях и подразделениях Минобороны России новых медицинских изделий пролонгированного действия, полученных методами нанотехнологий, которые элиминируют в раневую среду нано- и микрочастицы целлюлозы, содержащие вмонтированные в них лекарственные препараты. Указанные медицинские изделия разработаны НИИ текстильных материалов для закрытия и лечения гнойно-некротических ран, а также для ускоренной и эффективной остановки кровотечений с одновременным созданием на ране антибактериальной среды. Маркетинговый анализ российского рынка подтвердил отсутствие указанной продукции и высокую потребность в ней. Как свидетельствуют результаты исследований, проведенные РАМН, аналогов гемостатическому комплекту Бета-гемостопан среди российских и зарубежных материалов с подобными свойствами не зафиксировано. — Каковы государственные ориентиры для сохранения и увеличения научного, профессионального кадрового потенциала ОПК, укрепления научных школ, обеспечивающих преемственность поколений и передачу накопленных знаний? — Важнейшие государственные ориентиры в данной области предусмотрены в Стратегии создания в ОПК системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года, одобренной Военно-промышленной комиссией в январе текущего года. Наверное, данный вопрос не столько в ориентирах, сколько в мерах по их реализации. Необходимо отметить, что в 2008 году обеспечено выполнение государственного плана подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций ОПК. По направлениям подготовки (специальностям) и профессиям оборонного профиля на первый курс в федеральные государственные образовательные учреждения послевузовского, высшего, среднего и начального профессионального образования приняты соответственно 356, 11 600, 14 760 и 24 263 человек. Одновременно в 2008 году была проведена апробация утвержденного Минобрнауки России порядка реализации государственного плана подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций ОПК на 2007—2010 годы. Сформирован перечень научных специальностей, направлений подготовки, специальностей и профессий, по которым осуществляется подготовка научных работников, специалистов и рабочих кадров для предприятий и организаций ОПК на 2007—2010 годы (перечень оборонных специальностей), а также перечень федеральных государственных образовательных учреждений профессионального образования (ФГОУ), осуществляющих подготовку кадров для ОПК. Из 53 вузов, принимавших участие в реализации государственного плана, наиболее успешно справились с поставленной задачей по целевому приему студентов Московский государственный университет приборостроения и информатики, Рязанский государственный радиотехнический университет, Ижевский государственный технический университет, Пермский государственный университет, Балтийский государственный технический университет «Военмех». В 2009 году этот порядок будет совершенствоваться с учетом результатов мониторинга в 2008 году по данному вопросу и предложений, поступивших от федеральных органов исполнительной власти, также будет поведена апробация распределенной информационной системы сопровождения выполнения государственного плана подготовки кадров для ОПК. Особое место в подготовке кадров высшей квалификации занимает реализация федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009—2013 годы», в рамках которой будут проведены мероприятия по сохранению и развитию кадрового потенциала ОПК. Так, предусмотрено оснащение вузов, лидирующих в подготовке научных и научно-педагогических кадров для научных организаций и предприятий ОПК, предприятий высокотехнологичных секторов экономики, современным специальным научно-технологическим оборудованием (учебно-исследовательские комплексы), используемым как для научных исследований, так и в образовательном процессе. На исследования, проводимые в интересах организаций высокотехнологичного сектора экономики, предусмотрена 10 %-ная квота от общего ежегодного отбора научно-исследовательских проектов. С целью сохранения научного кадрового потенциала ОПК и укрепления научных школ Роснаукой на конкурсной основе осуществляется выделение грантов для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации по 10 областям знаний, одной из которых является «Военные и специальные технологии». В рамках федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы» предусмотрено финансирование мероприятий по формированию кадровой информационно-аналитической системы наноиндустрии, которая будет использоваться в интересах ОПК. В рамках указанной программы по направлению «нанотехнологии для систем безопасности» на базе Центрального научно-исследовательского института химии и механики Федеральной службы по техническому и экспортному контролю РФ (ФСТЭК России) формируется научно-исследовательский центр нанотехнологий. Предполагаемый объем бюджетных ассигнований на 2008—2010 годах составляет 787,6 млн рублей. Следует отметить, что комплекс мер прежде всего направлен на снижение среднего возраста работников предприятий ОПК и профессорско-преподавательского состава, занятого в системе профессионального образования, и модернизацию системы повышения квалификации и переподготовки указанного состава. В целях закрепления на предприятиях и в организациях ОПК молодых работников (научных работников, специалистов и рабочих кадров) и осуществления государственной поддержки указанной категории работников предусматривается установление стипендий молодым работникам организаций ОПК. Также для привлечения абитуриентов к поступлению в вузы по оборонным специальностям, закрепления их на время учебы, а в последующем и в организациях ОПК, предполагается учреждение специальной (оборонной) государственной стипендии правительства и установление ежемесячной процентной надбавки для студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлениям (специальностям) ОПК. Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|