Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Александр Коваль: «Страховщиков ожидает эпоха жесткого регулирования»Татьяна Емельянова Источник: Журнал "Финанс." добавлено: 21-09-2010
просмотров: 6044 Интервью. Глава Росстрахнадзора рассказал о новых требованиях к финансовой отчетности страховщиков, о мерах, которые ведомство планирует применять с 27 июля, когда вступят в силу поправки к закону о банкротстве.
Александр Павлович, с наступлением кризиса много говорят об усилении роли надзора на финансовом рынке. Как вы считаете, должен ли сегодня страховой надзор по строгости приближаться к банковскому? – Исторически сложилось, что страховой рынок у нас менее развит, чем банковский. Однако во всем мире иначе – там совокупные активы страховщиков и пенсионных фондов превышают совокупные активы банков. Страховщики не в меньшей степени, чем банки, привлекают средства населения. Причем до половины и более объема собранной премии в разных странах приходится на страхование жизни и пенсионное страхование. У нас же их доля пока не превышает двух процентов. Но эта ситуация, я уверен, изменится, наши страховщики будут аккумулировать все больше средств населения. Поэтому государство просто обязано защищать своих граждан и усилить контроль над этим рынком. Я убежден, требования к платежеспособности, финансовой устойчивости страховщиков должны быть не менее, если не более жесткими, чем к банкам. Страхование – более консервативный финансовый институт, потому и контроль должен быть строже. Какие инструменты есть у Росстрахнадзора для мониторинга финансовой устойчивости компаний? Их спектр расширяется? – О финансовой устойчивости страховщиков мы можем судить не только по жалобам населения, но и на основе анализа финансовых показателей. Правда, страховщики научились к отчетной дате «подтягивать» эти данные, а часто и откровенно искажать их, фальсифицировать. Именно поэтому совместно с Минфином был разработан целый ряд поправок к закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации», которые предъявляют новые требования к отчетности страховщиков и дают надзору больше полномочий по сбору финансовой информации. В начале июля Госдума приняла эти поправки в первом чтении. Я надеюсь, что осенью они будут приняты и вступят в силу с начала следующего года. Что самое главное в законопроекте? – Страховщики должны стать более прозрачными и открытыми для потребителя страховых услуг. С принятием этого закона они будут обязаны публиковать гораздо больше информации о своем финансовом положении: годовую бухгалтерскую отчетность, консолидированную финансовую отчетность и специализированную. А Росстрахнадзор? Он будет публиковать на своем сайте более подробную информацию о страховщиках? – Безусловно. Все наши управления уже представили сведения о том, какую информацию планируют размещать на сайте. Предстоит ее проанализировать, чтобы решить, что мы можем раскрыть, а что нет. Но, уверяю, все, что можем и что не запрещено, – мы раскроем для страхователей. Что такое специализированная отчетность страховщиков? Какие данные обязаны будут предоставлять в надзорные органы компании? – Специализированная отчетность включает восемь укрупненных показателей: нормативное соотношение капитала и принятых обязательств, состав и величину страховых резервов, состав и структуру активов, в которые размещены резервы и собственный капитал, операции по перестрахованию, финансовые результаты по отдельным видам страхования, данные о фонде предупредительных мероприятий. Конкретные требования к этой отчетности, к ее содержанию будут определены после принятия закона – отдельным приказом Минфина. Как изменится порядок предоставления отчетности? – Параметры статистической отчетности меняться не будут. А вот специализированную отчетность мы будем детализировать. Мы сможем запрашивать определенный перечень данных раз в месяц, даже еженедельно, если понадобится. Нас прежде всего интересуют качественные показатели: финансовое состояние компании, ее платежеспособность. Интересует все, что касается собственных средств, резервов, активов, которые принимаются в покрытие собственных средств и резервов. В целях финансового мониторинга будет разработан специальный перечень этих показателей. ЦБ может запрашивать у банков отчетность в любой день. Планирует ли ФССН работать со страховщиками в таком же режиме? – Для этого нам потребуется мощная IT-система. Если мы будем работать в ручном режиме, то эффективность нашей работы будет минимальной. Наверное, пока это главный ограничивающий фактор. Ведь это очень затратное дело. Но такая работа уже ведется. Для каких целей будет создаваться фонд предупредительных мероприятий? – Чтобы снизить риски наступления страхового случая. Из этого фонда можно финансировать профилактические мероприятия. В Германии, например, страховщики много средств выделяют на борьбу с пожарами, содержат целые пожарные команды, покупают пожарные машины и прочую технику. Каким образом? – Очень просто – страховая компания договаривается с владельцем какого-то большого объекта: давай сформируем фонд предупредительных мероприятий в размере 50% от объема премий по договору. Эти средства потратим на покупку зонтика над вашим зданием, чтобы его не заливало дождями. Тут много чего можно придумать. Наши страховщики очень изобретательны. Поэтому здесь надо все четко регламентировать. Но возможно ли тогда вообще предотвратить схемотворчество? – Возможно. Именно с этой целью Минфин включил данные о формировании фонда предупредительных мероприятий в специализированную отчетность. А уж какие показатели запрашивать у страховщиков, чтобы избежать такого «схематоза», мы подумаем. Для чего нужна система внутреннего контроля и аудита? – Такая система уже существует в некоторых компаниях, где акционеры заинтересованы во внутреннем контроле, в получении достоверной информации обо всех рисках, которые существуют в компании. А теперь появляется обязанность – страховщик должен сам следить за собственными рисками, сам себя контролировать. Это ни в коей мере не отменяет систему внешнего аудита. Кто будет контролировать процедуру добровольной передачи портфеля? – По большому счету, все, что написано в этом законопроекте, – дополнение к уже принятым поправкам в части банкротства страховщиков. Это в первую очередь касается процедуры передачи страхового портфеля. Ее контролируют надзор и временная администрация, которая будет введена в компании. Задача администрации – сохранить не только обязательства компании, но и активы под эти обязательства. Я правильно поняла, что ко второму чтению проект может серьезно измениться, а требования к страховщикам будут еще больше ужесточены? – Я бы не назвал это ужесточением. Это осмысленное, последовательное движение в сторону пруденциального надзора. Первое чтение – это всегда голосование за концепцию в целом. Ко второму чтению обычно вносится очень много поправок. Мы тоже готовим такой пакет. Как развивается проект с картами риска? – Законопроект узаконит нашу работу по оценке рисков, позволит нам применять составленные по компаниям карты риска в части финансового мониторинга. Мы сможем на основе информации, которую нам даст обработка таких карт, применять к компаниям те или иные санкции. Когда можно ожидать перехода страховщиков на МСФО? – О переходе на международные стандарты финансовой отчетности в последнее время много говорится. Некоторые страховщики уже это сделали. Прежде всего, крупные и те, у которых есть иностранные акционеры. Но надо понимать – отдельно страховой рынок не может перейти на МСФО. Все субъекты финансовой деятельности должны переходить на новую систему. А для этого надо подготовить персонал: переучить всех сотрудников финансовых отделов, начиная с бухгалтеров, и всех контролеров. Нужно разработать и поменять всю документацию, бланки. И главное – поменять все программное обеспечение. Это огромная работа. Минфин планирует этим летом внести поправки в нормативные документы, регламентирующие структуру страховых резервов? О чем идет речь? – Проект поправок в Приказ № 149 уже подготовлен в Минфине. Осталась последняя процедура согласования в Минюсте. Все поправки в приказ согласовывались и с нашим ведомством. Страховщиков ожидает целый ряд ограничений. Например, будет запрещено размещать резервы в депозитах банков без рейтинга. Будут ограничены возможности размещения резервов в векселях. Я давно выступаю за такие ограничения. Сам по себе вексель – это нормальный финансовый инструмент. Просто страховщики злоупотребляют доверием надзора и государства, бесконтрольностью в этой части. Одновременно планируется увеличить долю инвестиций в зарубежные ценные бумаги. Почему? – Этот рост будет незначительным – с 20 до 30%. Если наши страховщики будут покупать компании в ближнем зарубежье, мы их только поддержим. Не надо замыкаться в границах России. Три недели назад мы вместе с заместителем министра финансов Алексеем Саватюгиным встречались с председателем Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины (Госфинуслуг) Василием Волгой. Он говорил о том, что будет рад, если российские компании станут акционерами украинских страховых компаний. И мы не возражаем, если инвесторы с Украины будут участвовать в капитале российских компаний. Такой пример у нас уже есть – это компания «Россия». На Украине работают дочки «Росно», «Ресо-гарантии», «Росгосстраха». Приказы вступят в силу уже в этом году? – Мы понимаем, что страховщики не смогут привести свои активы в порядок одномоментно. На это потребуется время. Мы рассчитываем, что приказы вступят в силу с 1 января или с 1 июля 2011 года. Совсем недавно вы говорили о прямом отзыве лицензии за двукратную фальсификацию отчетности в пределах 3 млн рублей. Однако в новом законопроекте этой нормы нет. Почему? – Пока этой нормы нет. Но не исключено, что она появится ко второму чтению. Минфин в этом нас поддерживает. Иначе все новации – и в закон, и в приказы будут бессмысленными. Об этом мы говорили и с председателем правительства. Он тоже считает, что это разумные меры. Посмотрим, поддержат ли нас депутаты. Какие-то штрафные санкции предполагается вводить? – Росстрахнадзор никогда не использовал штрафы, хотя, я знаю, их предусматривает для участников рынка ФСФР, за это выступает ФАС. Я до конца не уверен, что это необходимо. У ФССН есть свой набор предупредительных мер – предписание, ограничение, приостановление лицензии. Ввести еще одну предупредительную меру – штрафы? Страховщики – за. Это дает возможность компании уйти от более жесткого наказания. Ведь ограничение и приостановление лицензии – это публичные меры, о них сразу становится известно всем: и страхователям, и партнерам по бизнесу, и сотрудникам самой компании. 27 июля вступают в силу поправки в закон о банкротстве. Вы готовитесь к этому моменту? – Конечно. Вместе с Минфином и Минэкономразвития идет работа по подготовке 25 нормативных документов. Вы уже составили список компаний, в которые будет вводиться временная администрация? – Мы не составляем никаких «черных списков». Все критерии четко определены в законе. Мы обязаны вводить временную администрацию в компаниях, у которых ограничены или приостановлены лицензии. С этого мы и начнем. С начала 2010 года надзор принял решение об ограничении лицензии у четырех страховщиков, о приостановлении – у 54. Что касается остальных мер, вплоть до крайних санкций, все это тоже детально прописано в законе. Александр Коваль Родился в1957 году в Москве. Образование: Московский институт управления им. С. Орджоникидзе по специальности инженер-экономист (1982). Опыт работы: 2009 – н. в. – руководитель Федеральной службы страхового надзора. 2002 – 2009 – президент Всероссийского союза страховщиков. 2000 – 2009 – депутат Госдумы, председатель подкомитета по законодательству о страховании комитета по финансовому рынку. 1997–2000 – заместитель, первый заместитель губернатора Эвенкийского автономного округа. 1990–1996 – занимался производственной и предпринимательской деятельностью. 1987–1990 – инструктор и заместитель заведующего орготделом в Кунцевском РК КПСС. Семейное положение: женат, имеет сына. Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|