HR и... стратегическая благотворительность Астахова Татьяна, Старший консультант компании BSCol МАГ Источник: Журнал "Управление компанией" Еще на заре развития "неноворусского" капитализма в трудах Адама Смита и других основоположников экономической теории был поставлен вопрос об этической стороне предпринимательства. Но то было пару веков назад? А сегодня мы говорим уже о таких понятиях, как социальная ответственность бизнеса и стратегическая благотворительность, измеряем степень развития региона или муниципального образования количеством созданных рабочих мест и реализованных программ, направленных на улучшение его экологии и повышение уровня жизни населения.
Бизнес и благотворительность - две вещи совместные!Как ни странно, первоначально о важности социально-ответственного поведения заговорили сами бизнесмены. Доктрина капиталистической благотворительности, согласно которой прибыльные организации должны жертвовать часть своих средств на благо общества, была рассмотрена сталелитейным магнатом Э. Карнеги в работе "Евангелие богатства" (1899 г.). Но почему "должны"? Только ли тот предприниматель, который не может не строить свою жизнь в соответствии с высокими моральными устоями и имеет внутреннюю потребность в дарении, вершит богоугодные дела? Есть ли иные мотивы, побуждающие современного бизнесмена участвовать в благотворительных программах? Какие проблемы встают сегодня перед российской благотворительностью? Не являются ли ее оборотной стороной иждивенчество и потребительское отношение к жизни? Что именно и каким образом узнает общество о благотворительных акциях? Что мы понимаем под социальной ответственностью бизнеса? На первые три вопроса попробую ответить сама, а на остальные попрошу помочь мне ответить Марину Гусеву, директора одной из некоммерческих организаций, помогающих тяжелобольным детям. Итак, давайте посмотрим на XX век с высоты нашего XXI-го. Сначала существовала тенденция оценивать эффективность бизнеса по тому, насколько он оправдывает ожидания собственника-предпринимателя. Позже в круг заинтересованных в успехе бизнеса сторон (stakeholders) постепенно были включены и потребители-клиенты, и сотрудники предприятия, и инвесторы, и общество в целом. И теперь стратегия предприятия считается достаточно сбалансированной и успешной, если удовлетворяются интересы и ожидания всех перечисленных выше выгодополучателей. Значит, и при выработке HR-cтратегии данный аспект надо принимать во внимание. Бренд работодателя - благотворителяИмидж компании далеко не в последнюю очередь зависит от того, насколько потребители товаров и/или услуг осведомлены о ее социально-ориентированных действиях и благотворительных акциях. Значит, наши усилия по реализации благотворительных программ повышают узнаваемость компании и ее бренда/-ов, а следовательно, влияют и на повышение их стоимости! А если мы будем говорить о бренде компании как работодателя? Ради эксперимента, проводя собеседования с соискателями "cо студенческой скамьи", я задавала им вопрос, ассоциируется ли с понятием "привлекательный работодатель" слово "благотворительность". В большинстве случаев ответ давался положительный. Почему? Потому что участие в благотворительных мероприятиях позволяет рассчитывать на стабильность бизнеса; к тому же есть надежда, что предприниматель, помогающий нуждающимся в рамках благотворительных программ, скорее всего, неплохо относится и к персоналу... С радостью в душе представляю себе, что вот вырастут эти мальчики и девочки - и появится в Москве новый странноприимный дом, но уже не графини Шереметевой1, а бизнесмена Иванова, Петрова, Сидорова? Если в сознании поколений "советской эпохи" российский бизнес ассоциируется скорее с авторитарностью управления, теневой экономикой, попранием не только прав работников, но и общественной морали в целом, то молодежь ожидает видеть его совсем иным? Причем тут HR?Какие еще выгоды может получить бизнес от создания собственного благотворительного фонда или партнерства с некоммерческими благотворительными организациями? Как и почему в эти процессы может быть вовлечен HR-менеджер? Мы говорим и пишем сегодня, что сотрудник будет лоялен к компании и готов посвящать ей свое время сверх требуемых законодательством восьмичасовых лимитов в случае, когда его личные ценности соответствуют организационным - причем не только декларируемым, но и реально подтверждаемым как руководством компании, так и ее сотрудниками. Тогда, скажем, в индустрии услуг работодатель будет стремиться привлечь людей, для которых слова "помощь" или "решение проблем клиента" уже сами по себе представляют ценность, а акт вспомоществования вызывает глубокое удовлетворение. Именно поэтому, к примеру, одна из компаний так называемой "большой четверки" активно вовлекает сотрудников в проведение благотворительных акций для больных детей. И это, уверяю вас, сплачивает проектные команды не меньше, чем всевозможные клаймбинги и рафтинги. Пойдем далее. Общество московское нынче не отличается особой веселостью и дружелюбием. Сколько людей, глаза которых искрятся радостью, вы встретите в московском метро или на улице или заметите за рулем соседних автомобилей, стоя в пробке? Уже прочно вошедший в современный сленг "депресняк" и его сестрица - русская хандра стали посещать нас с вами гораздо чаще, чем пушкинского героя: мы перешли "на ты" с негрустинами и персенами, всячески способствуя процветанию отечественной и зарубежной фармацевтики? А ведь для того, чтобы трудиться с максимальной самоотдачей и генерировать гениальные идеи, нужно соответствующее настроение, оптимизм, наконец! Так где нам "подзарядиться" положительными эмоциями, чтобы душа пела, а руки и голова хотели "строить и жить"? "Конечно, дома, в семье", - скажете вы; но ведь когда вы уходите на работу, ваш малыш еще спит, а когда возвращаетесь с нее - уже спит, поэтому полноценно пообщаться со своими близкими получается только в выходные или в короткое время отпуска? Даже чересчур короткое, ведь редко кому в бизнесе удается отбыть на отдых больше чем на две недели. Ну а чем еще взбодрить себя, пока отпуск еще далеко? Иногда удается забежать в фитнес-центр, иногда - повеселиться на корпоративной вечеринке, иногда - выкроить часок на любимое хобби? Но поверьте, никакие корпоративные шоу и другие развлекательные потуги HR-менеджеров и руководства компании не дадут такого заряда эмоций, как поход в клинику для тяжелобольных детей. Такой жажды жизни, оптимизма и благодарности за минуту тепла вы не встретите более нигде! А вам самим подобный визит позволит сразу же уменьшить вес собственных "бед" - начать воспринимать жизнь более позитивно, почувствовать себя частью команды, вершащей добрые дела для маленьких граждан нашего не слишком милосердного общества. Что надо, по пословице, сделать состоявшемуся человеку? Посадить дерево, вырастить сына, построить дом? А вот восточная мудрость вместо дома велит построить мост. Почему? Потому что не для себя, а для других. Да и в словах "построить дом", если вдуматься, заложено нечто большее, чем дача или квартира. Одна беда: по природе своей все мы немного обломовы - чтобы раскачать нас, нужно некое организационное начало. Таким организатором может стать HR-менеджер, или целый HR-департамент, или просто энтузиаст, готовый направить душевные порывы обломовых в нужном направлении. Мало кто задумывается о том, насколько рядом порой ходит беда. К сожалению, сегодня даже среди самых высокообразованных россиян уровень осведомленности о раковых заболеваниях и СПИДе недостаточно высок для того, чтобы адекватно относиться к заболевшим. Вовлечение работников компании в благотворительные мероприятия по крайней мере избавит их от навязчивых стереотипов восприятия больных и самой болезни. А ведь неотчуждение от общественной и трудовой жизни необычайно важно для заболевшего - важнее, чем любая терапия или хирургия. В общем, коллеги, давайте вместе менять мир и делать нашу жизнь более яркой и доброй - как первые детские рисунки. Как убедить самого главного?По данным одного из социологических исследований, благотворительность у российских граждан ассоциируется не с церковью или государством, а именно с предпринимательством. Давайте поговорим о том, как HR-менеджер может представить высшему руководству благотворительную программу. Какие выгоды от благотворительной деятельности стоило бы обсудить с первым лицом фирмы? Во-первых, лояльность к компании давно работающих и новых сотрудников, равно как и сообщества в целом, непременно повысится. Во-вторых, руководство компании сможет принимать участие в заседаниях так называемых попечительских советов фондов или некоммерческих организаций, в которые входят, как правило, чиновники и бизнесмены очень высокого уровня, и расширить свою сеть контактов. В-третьих, вовлечение в благотворительные мероприятия как ничто другое поможет сплотить коллектив. В-четвертых, психологический иммунитет сотрудников по отношению к "тяжелым" темам станет выше, а желание жить и работать (причем не только на свой карман или "на дядю") - крепче. В-пятых, участие компании в благотворительных программах служит индикатором ее стабильности и вызывает, по оценкам западных экспертов, в том числе и позитивное отношение инвесторов. ЭпилогТот факт, что в России постоянно увеличивается число компаний, вовлеченных в благотворительные программы, открывших свои собственные благотворительные фонды и реализующих стратегические благотворительные инициативы (в том числе и с привлечением HR-персонала), не может не радовать. Единственное, что огорчает, - в большинстве своем это добывающие компании либо представительства глобальных корпораций. А где же остальные? Остальные тоже действуют в данном направлении, но без широких PR-акций, то ли стыдясь своих душевных порывов, то ли уводя "серые" потоки от глаз учредителей, не занимающихся оперативным управлением. Что это - страх, что тебя не поймут, а еще, чего доброго, обвинят в растрате? Впрочем, к чему гадать. Пусть тайно, но все же добрые дела вершатся - и ради этого топ-менеджеры иногда даже готовы пойти на риск. Значит, велика у людей потребность в выражении благородства. Как говорит отец теории лидерства Стивен Кови, человека мотивирует не столько возможность самореализации (вспоминаем Абрахама Маслоу), но возможность оставить после себя наследие - вырастить сыновей, и не только своих; посадить дерево, и не только в своем огороде; построить дом, и не только для себя? Напоследок приведем несколько web-сайтов, где можно найти информацию о реализуемых в России благотворительных проектах и программах адресной помощи: http://www.wse-wmeste.ru Журнал "Управление компанией" #7 за 2007 год Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=003435
|