Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
- Настоящий Федеральный закон определяет общие требования к порядку составления, представления и публикации консолидированной финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - консолидированная финансовая отчетность) отдельными категориями организаций.
На территории Российской Федерации применяются Международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО) и Разъяснения к ним, принимаемые Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации обеспечивает опубликование официального перевода на русский язык текста Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений к ним.
- Для целей настоящего Федерального закона под консолидированной финансовой отчетностью понимается система показателей, отражающих финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения группы организаций, определяемой в соответствии с МСФО (далее - группа).
Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона
- Настоящий Федеральный закон распространяется на группы, головные общества которых являются открытыми акционерными обществами, ценные бумаги которых допущены к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
- Порядок составления, представления и опубликования кредитными организациями финансовой отчетности в соответствии с МСФО и применение ее в целях банковского надзора определяются Центральным банком Российской Федерации на основании банковского законодательства Российской Федерации.
Статья 3. Составление консолидированной финансовой отчетности
- Консолидированная финансовая отчетность составляется головным обществом или группой за каждый отчетный год в порядке, предусмотренном МСФО, наряду с бухгалтерской отчетностью головного общества как юридического лица.
- В случае принятия группой решения о составлении промежуточной консолидированной финансовой отчетности такая отчетность может составляться за полугодие, 9 месяцев или иные периоды нарастающим итогом с начала отчетного года.
Статья 4. Представление консолидированной финансовой отчетности
- Порядок представления годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности устанавливается законодательством Российской Федерации и в учредительных документах.
- Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному представлению головным обществом или группой в федеральные органы исполнительной власти, определяемые Правительством Российской Федерации.
Годовая консолидированная финансовая отчетность должна быть выражена в валюте Российской Федерации и составлена головным обществом или группой на русском языке.
- Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется не позднее 180 дней по окончании отчетного года.
- Консолидированная финансовая отчетность подписывается уполномоченными лицами.
Статья 5. Подтверждение достоверности консолидированной финансовой отчетности
Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит ежегодной обязательной проверке аудиторской организацией в соответствии с международными стандартами аудита. Аудиторское заключение представляется вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
Статья 6. Надзор за представлением консолидированной финансовой отчетности
Надзор за соблюдением сроков представления консолидированной финансовой отчетности, составляемой в соответствии с МСФО, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Публичность консолидированной финансовой отчетности
Годовая консолидированная финансовая отчетность должна публиковаться головным обществом или группой не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.
Публичность консолидированной финансовой отчетности достигается путем ее опубликования в средствах массовой информации, доступных пользователям консолидированной финансовой отчетности, либо распространения среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих указанную отчетность.
Статья 8. Ответственность за неисполнение настоящего Федерального закона
Должностные лица головного общества или группы, ответственные за составление и представление консолидированной финансовой отчетности, несут ответственность за несоблюдение настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 9. О введении в действие настоящего Федерального закона
- Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года.
- Группы, головные общества которых являются открытыми акционерными обществами, ценные бумаги которых допущены к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, и составляющие консолидированную финансовую отчетность по иным международно-признанным правилам, представляют консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО начиная с отчета за 2008 год.
Президент Российской Федерации
В.В.Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О консолидированной финансовой отчетности»
Указанный законопроект разработан во исполнение Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2004 год.
Законопроект направлен на повышение качества и прозрачности финансовой отчетности крупнейших российских организаций с целью привлечения дополнительных инвестиций в российскую экономику и придании финансовой отчетности, составляемой на основе международных стандартов финансовой отчетности (далее – МСФО), международного статуса на мировых фондовых рынках капитала.
При разработке положений законопроекта его разработчики исходили из следующего:
- МСФО представляют собой, прежде всего, правила, позволяющие сформировать финансовую информацию по группе взаимосвязанных организаций. При этом важнейшее место в МСФО отведено вопросам, учитывающим особенности организации учетного процесса при объединении компаний, исходя из финансовых вложений (финансовых инструментов) в дочерние и зависимые общества, влияния взаимоотношений аффилированных лиц на финансовые результаты компаний и другие положения, относящиеся к формированию консолидированной финансовой отчетности;
- финансовая отчетность отдельного юридического лица, являясь официально юридически значимым документом, определяющим (подтверждающим) имущественное положение организации, обязана в силу этого полностью соответствовать требованиям национального законодательства;
- страны Евросоюза, США и большинство других экономически развитых государств мира приняли решение о переходе на МСФО, начиная с отчета за 2005 год, только в части формирования консолидированной финансовой отчетности. При этом отчетность юридических лиц будет представляться в соответствии с национальным законодательством (решение Евросоюза от 27.05.2002г.).
Законопроект предусматривает применение на территории Российской Федерации международных стандартов, разрабатываемых Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности, русский перевод которых в установленном порядке одобряется Правительством Российской Федерации.
Законопроектом устанавливаются общие требования к обязательному составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности по МСФО группами организаций, определяемыми в соответствии с МСФО (далее - Группа), головные общества которых относятся к открытым акционерным обществам, ценные бумаги которых допущены к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Кроме того, проектом федерального закона устанавливается норма, обеспечивающая контроль, включая обязательный аудит, за достоверностью отчетной информации, и предусматривается ответственность должностного лица головного общества за составление и представление консолидированной финансовой отчетности.
У российских организаций уже имеется определенный опыт формирования консолидированной финансовой отчетности по МСФО на основе положений ведомственных актов Минфина России. Однако эти положения носят добровольный характер применения. Обязательность составления и представления указанной отчетности публичными организациями устанавливается только законом. Фактически законопроект узаконивает сложившуюся практику применения МСФО и обязывает вновь появляющиеся Группы соответствовать установленным правилам.
Порядок составления, представления и опубликования финансовой отчетности по МСФО кредитными организациями и применение ее в целях банковского надзора определяются Банком России в соответствии с банковским законодательством Российской Федерации.
Введение в действие законопроекта предлагается со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года, что позволит Группам составить годовую консолидированную финансовую отчетность нарастающим итогом с начала 2004 года. Для Групп, аналогичным предыдущим и составляющим консолидированную финансовую отчетность по иным международно-признанным правилам, предусмотрен переход к составлению указанной отчетности по МСФО с отчета за 2008 год.